Информация о порядке и условиях аккредитации юридических и физических лиц на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Информация о порядке и условиях аккредитации юридических и физических лиц на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (предоставлена Управлением Минюста России по Республике Алтай)
Основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере независимой антикоррупционной экспертизы, являются Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) и постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения такой экспертизы.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане Российской Федерации могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Независимость эксперта означает, что эксперт:
-
не находится в подчинении органов государственной власти;
- не может проводить экспертизу на нормативный правовой акт или его проект, разработчиком которого он является;
- дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны органов государственной власти в целях получения заключения.
В качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы, могут быть аккредитованы физические и юридические лица.
В качестве физических лиц в данном случае выступают граждане Российской Федерации.
Независимыми экспертами среди юридических лиц могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Для лиц, подлежащих аккредитации в качестве независимых экспертов, устанавливаются определенные требования. Требования различаются в зависимости от того, подлежит ли аккредитации в качестве эксперта физическое или юридическое лицо.
Для физических лиц обязательным требованием является наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, а для юридических - наличие в штате не менее 3 сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Под высшим профессиональным образованием понимается любое высшее образование (а не только юридическое), которое может быть подтверждено дипломом о высшем профессиональном образовании.
В соответствии с частью 1.1 статьи 5 Федерального закона № 172-ФЗ не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
-
гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
-
гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
-
гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ;
-
международными и иностранными организациями;
-
иностранными агентами.
Для аккредитации потенциальный эксперт должен подать в Министерство юстиции Российской Федерации документы, в соответствии с приказом Минюста России от 29 марта 2019 г. № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (далее – Приказ № 57).
Физическое лицо для получения государственной услуги может представить по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» следующие документы:
-
а) заявление об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (приложение №1 к Приказу № 57);
-
б) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (копия паспорта);
-
в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;
-
г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени (при наличии);
-
д) копию трудовой книжки;
-
е) справку о прохождении службы, подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную печатью организации, в которой заявитель проходит службу (в случае если гражданин проходит военную службу либо правоохранительную службу).
Юридическое лицо для получения государственной услуги может представить по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» следующие документы:
-
а) заявление об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подписанное руководителем организации (приложение №2 к Приказу № 57);
-
б) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
-
в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта — физического лица;
-
г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (при наличии);
-
д) копию трудовой книжки работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (с отметкой о работе в организации по настоящее время);
-
е) копию паспорта гражданина Российской Федерации работника юридического лица, выданного отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица;
-
ж) заявление о согласии работника юридического лица, изъявившего желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на обработку его персональных данных и внесение этих данных в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещенный на официальном сайте Минюста России в сети интернет (приложение №3 к Приказу № 57);
В результате оказания государственной услуги заявителю направляются уведомление и оригинал свидетельства об аккредитации лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы.
Свидетельство выдается на 5 лет и является официальным документом, удостоверяющим право на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 363, и должно содержать описание выявленных в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов, а также предложения по их устранению.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.