О мониторинге состояния и развития алтайского языка
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606
01.12.2017
Осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.
Мониторинг состояния и развития алтайского языка проводится сотрудниками бюджетного научного учреждения Республики Алтай «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова» и бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Алтай «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» в рамках двух исследовательских проектов:
- «Мониторинг языковой ситуации в Республики Алтай» в период с 7 по 15 августа 2017 года;
- «Мониторинг изучения алтайского языка в образовательных организациях Республики Алтай» в апреле 2017 года.
Мониторинг языковой ситуации проводился в Кош-Агачском, Улаганском, Онгудайском и Шебалинском районах Республики Алтай.
Всего было опрошено 700 респондентов, получены следующие результаты:
1. Алтайский язык в качестве родного языка указали 97% информантов, идентифицирующих себя как алтайцы. По сравнению с данными 2016 года положительная динамика составляет 1,5%.
2. Родными языками (алтайским, русским, казахским) владеют свободно 91% информантов, в сравнении с 2016 годом показатель выше на 2,3%.
Мониторинг изучения алтайского языка в образовательных организациях Республики Алтай включал следующие вопросы:
- количественные показатели обучения алтайскому языку и литературе в образовательных организациях Республики Алтай;
- уровень и качество освоения образовательных программ по алтайскому языку и литературе учащимися 2-4, 6-9 классов;
- уровень профессиональной компетентности учителей алтайского языка и литературы.
Как показывают данные мониторинга в 2017 году доля обучающихся алтайскому языку составляет: на уровне дошкольного образования – 29%, что на 3% выше по сравнению с 2016 годом, на уровне школьного образования – 34%.
Показатели по охвату обучающихся, изучающих алтайский язык и литературу как предмет, за период с 2013 по 2017 годы свидетельствуют об увеличении доли детей, изучающих алтайский язык, на 4% (в 2013 году – 8 421 детей, 2017 году – 11 015). Увеличение происходит как за счет детей-алтайцев, так и детей других национальностей, желающих изучать алтайский язык.
Результаты мониторинга изучения уровня и качества освоения образовательных программ по алтайскому языку учащимися 2-4, 6-9 классов и государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования по алтайскому языку и литературе в 2017 году выявили, положительную динамику в выполнении тестовых заданий. Средний показатель качества по результатам – 71,6%.
В основном общем образовании результаты выполнения диктанта выше, чем в предыдущие годы. Средний показатель качества по результатам выполнения диктанта по основной программе – 78%.
Итоги мониторинга показали, что обучающие справились с заданиями, ориентированными на умение работать с текстом; распознавать основную мысль текста, в котором она прямо не сформулирована, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости; соблюдать последовательность содержания в тексте; умение учащихся адекватно понимать письменный текст и искать необходимую информацию, используя выборочное чтение
Кроме того, выявлены типичные затруднения школьников в освоении грамматических норм алтайского языка, навыков письменной и устной речи. На основе этих данных были скорректированы рабочие программы по предмету «Алтайский язык», организована индивидуальная работа с обучающимися, созданы консультационные группы с участием школьников, имеющих хорошие результаты.
В мониторинговых исследованиях профессиональной компетентности учителей алтайского языка приняли участие 88 человек из 179 учителей алтайского языка, работающих в школах республики.
Из них, выше базового уровня работы выполнили 57 учителей (64%), на базовом уровне – 30 (34%), ниже базового – 1 (1%).
Мониторинг позволил выявить профессиональные дефициты педагогов для оказания адресной методической помощи.
Количество педагогов, преподающих алтайский язык в дошкольных образовательных учреждениях Республики Алтай – 289 человек (22%). Количество открытых национальных (алтайских) групп в 2015-2017 гг. увеличилось на 24% (29 групп).
Для повышения качества обучения алтайскому языку проведен ряд мероприятий в рамках Комплекса мер на 2016-2020 годы по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и русской литературы, учителей алтайского и казахского языков и литературы Республики Алтай, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Алтай от 21 сентября 2015 года № 1273.
В 2017 году по актуальным дополнительным профессиональным программам на региональном уровне проведены:
- курсы повышения квалификации для педагогов, работающих в школах, имеющих стабильно низкие результаты обучения и школах, работающих в сложных социальных условиях, обучено 50 учителей алтайского языка;
- 3 обучающих семинара по использованию инновационных технологий с участием свыше 100 учителей филологических дисциплин;
- 2 стажировки на базе БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса», БОУ РА «Республиканский классический лицей» для 20 учителей алтайского языка;
- разработаны 6 методических рекомендаций по повышению качества обучения алтайскому языку, 12 наименований учебной и учебно-методической литературы по алтайскому языку и литературе для общеобразовательных организаций Республики Алтай.
На уровне муниципальных образований и образовательных организаций проведено свыше 100 мероприятий в форме мастер-классов, панорамы открытых уроков, конкурсов педагогического мастерства, Дня открытых дверей, круглых столов и семинаров-практикумов по проблемам проектирования урока, применению современных оценочных инструментов, анализу и использованию результатов оценочных процедур, организации индивидуальной работы с обучающимися, использованию электронных форм учебников и др.
Промежуточные итоги реализации Комплекса мер представлены
18 сентября 2017 года на региональной научно-практической конференции «Оценка профессиональных компетенций педагога в условиях введения профессионального стандарта», 28 сентября 2017 года на межрегиональной научно-практической конференции «Родной язык в современном образовательном пространстве: теоретические и методические аспекты».
Аналитические материалы по результатам мониторинговых исследований используются при разработке региональных ведомственных программ и проектов, направленных на развитие языков народов, проживающих на территории Республики Алтай.
О мониторинге состояния и развития алтайского языка
Во исполнение подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку 19 мая 2015 года, утвержденного 4 июля 2015 года № Пр-1310.Осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.
Мониторинг состояния и развития алтайского языка проводится сотрудниками бюджетного научного учреждения Республики Алтай «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова» и бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Алтай «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» в рамках двух исследовательских проектов:
- «Мониторинг языковой ситуации в Республики Алтай» в период с 7 по 15 августа 2017 года;
- «Мониторинг изучения алтайского языка в образовательных организациях Республики Алтай» в апреле 2017 года.
Мониторинг языковой ситуации проводился в Кош-Агачском, Улаганском, Онгудайском и Шебалинском районах Республики Алтай.
Всего было опрошено 700 респондентов, получены следующие результаты:
1. Алтайский язык в качестве родного языка указали 97% информантов, идентифицирующих себя как алтайцы. По сравнению с данными 2016 года положительная динамика составляет 1,5%.
2. Родными языками (алтайским, русским, казахским) владеют свободно 91% информантов, в сравнении с 2016 годом показатель выше на 2,3%.
Мониторинг изучения алтайского языка в образовательных организациях Республики Алтай включал следующие вопросы:
- количественные показатели обучения алтайскому языку и литературе в образовательных организациях Республики Алтай;
- уровень и качество освоения образовательных программ по алтайскому языку и литературе учащимися 2-4, 6-9 классов;
- уровень профессиональной компетентности учителей алтайского языка и литературы.
Как показывают данные мониторинга в 2017 году доля обучающихся алтайскому языку составляет: на уровне дошкольного образования – 29%, что на 3% выше по сравнению с 2016 годом, на уровне школьного образования – 34%.
Показатели по охвату обучающихся, изучающих алтайский язык и литературу как предмет, за период с 2013 по 2017 годы свидетельствуют об увеличении доли детей, изучающих алтайский язык, на 4% (в 2013 году – 8 421 детей, 2017 году – 11 015). Увеличение происходит как за счет детей-алтайцев, так и детей других национальностей, желающих изучать алтайский язык.
Результаты мониторинга изучения уровня и качества освоения образовательных программ по алтайскому языку учащимися 2-4, 6-9 классов и государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования по алтайскому языку и литературе в 2017 году выявили, положительную динамику в выполнении тестовых заданий. Средний показатель качества по результатам – 71,6%.
В основном общем образовании результаты выполнения диктанта выше, чем в предыдущие годы. Средний показатель качества по результатам выполнения диктанта по основной программе – 78%.
Итоги мониторинга показали, что обучающие справились с заданиями, ориентированными на умение работать с текстом; распознавать основную мысль текста, в котором она прямо не сформулирована, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости; соблюдать последовательность содержания в тексте; умение учащихся адекватно понимать письменный текст и искать необходимую информацию, используя выборочное чтение
Кроме того, выявлены типичные затруднения школьников в освоении грамматических норм алтайского языка, навыков письменной и устной речи. На основе этих данных были скорректированы рабочие программы по предмету «Алтайский язык», организована индивидуальная работа с обучающимися, созданы консультационные группы с участием школьников, имеющих хорошие результаты.
В мониторинговых исследованиях профессиональной компетентности учителей алтайского языка приняли участие 88 человек из 179 учителей алтайского языка, работающих в школах республики.
Из них, выше базового уровня работы выполнили 57 учителей (64%), на базовом уровне – 30 (34%), ниже базового – 1 (1%).
Мониторинг позволил выявить профессиональные дефициты педагогов для оказания адресной методической помощи.
Количество педагогов, преподающих алтайский язык в дошкольных образовательных учреждениях Республики Алтай – 289 человек (22%). Количество открытых национальных (алтайских) групп в 2015-2017 гг. увеличилось на 24% (29 групп).
Для повышения качества обучения алтайскому языку проведен ряд мероприятий в рамках Комплекса мер на 2016-2020 годы по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и русской литературы, учителей алтайского и казахского языков и литературы Республики Алтай, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Алтай от 21 сентября 2015 года № 1273.
В 2017 году по актуальным дополнительным профессиональным программам на региональном уровне проведены:
- курсы повышения квалификации для педагогов, работающих в школах, имеющих стабильно низкие результаты обучения и школах, работающих в сложных социальных условиях, обучено 50 учителей алтайского языка;
- 3 обучающих семинара по использованию инновационных технологий с участием свыше 100 учителей филологических дисциплин;
- 2 стажировки на базе БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса», БОУ РА «Республиканский классический лицей» для 20 учителей алтайского языка;
- разработаны 6 методических рекомендаций по повышению качества обучения алтайскому языку, 12 наименований учебной и учебно-методической литературы по алтайскому языку и литературе для общеобразовательных организаций Республики Алтай.
На уровне муниципальных образований и образовательных организаций проведено свыше 100 мероприятий в форме мастер-классов, панорамы открытых уроков, конкурсов педагогического мастерства, Дня открытых дверей, круглых столов и семинаров-практикумов по проблемам проектирования урока, применению современных оценочных инструментов, анализу и использованию результатов оценочных процедур, организации индивидуальной работы с обучающимися, использованию электронных форм учебников и др.
Промежуточные итоги реализации Комплекса мер представлены
18 сентября 2017 года на региональной научно-практической конференции «Оценка профессиональных компетенций педагога в условиях введения профессионального стандарта», 28 сентября 2017 года на межрегиональной научно-практической конференции «Родной язык в современном образовательном пространстве: теоретические и методические аспекты».
Аналитические материалы по результатам мониторинговых исследований используются при разработке региональных ведомственных программ и проектов, направленных на развитие языков народов, проживающих на территории Республики Алтай.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ