Археология
Территория Республики Алтай обладает уникальным историко-культурным наследием. В первую очередь, это - всемирно известные археологические памятники, в том числе «царские курганы» скифской эпохи, это - концентрация памятников наскального искусства, это - городища, поселения, оросительные системы и многое другое.
Горный Алтай занимает ведущее место в стране по количеству рунических надписей на скальных породах. Пещеры со следами пребывания древнего человека также уникальны своей несущей информацией о древних сообществах, являясь в некотором роде «банком данных».
Горный Алтай тесно связан со всеми древнейшими этапами эволюции человечества от палеоантропов к современному типу.
Эпоха камня
Последние археологические материалы позволяют сделать вывод, что предки человека современного типа жили в Горном Алтае много сотен тысяч лет назад. Самой древней стоянкой первобытных людей является Улалинская палеолитическая стоянка, которая находится в черте города Горно-Алтайска. При раскопках Улалинской стоянки найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. нагреванием и резким охлаждением камней. Улалинские материалы датируют широко в пределах нижнего палеолита — от 150 тыс. лет до 1,5 млн. лет.
К более поздним периодам каменного века относятся обширные материалы из раскопок на пещерных стоянках Усть-Канская пещера, а также стоянок открытого типа: Кара-Тенеш, Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм и многих других памятников. В Усть-Канской пещере обнаружены различные предметы, нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины и другие, а также кости таких животных и птиц, как медведь, як, козел, заяц, гиена, винторогая антилопа, дикая лошадь, шерстистый носорог, тетерев, куропатка, утка.
Эпоха палеометалла
В конце IV тыс. до н.э. в истории Горного Алтая заканчивается эпоха камня и начинается новый период - эпоха палеометалла. Первым металлом была медь, а затем в Горном Алтае появляется бронза. Медь и бронза стали широко использоваться нашими предками в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Археологические памятники палеометалла относятся к афанасьевской и каракольской культурам.

Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек,Арагол,Курота и другими. Погребальные памятники этой культуры представляют собой оградки-кольца и оградки-кромлехи, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной форм, курильницы-вазы, орудия труда и украшения.
Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами являются прямоугольная ограда-кладбище, каменные ящики, а также уникальные полихромные рисунки на плитах ящиков и наскальные рисунки, выбитые в определенной манере. К каракольской культуре относятся погребения могильников Каракол, Озерное, Беш-Озек в центральных районах Алтая. Найдено изображение человека, относящееся к Каракольской культуре в одном из скальных поверхностей у села Бичикту – Боом в Онгудайском районе.
В эпоху палеометалла население Горного Алтая перешло от присваивающих форм хозяйства - охоты, собирательства и рыболовства – к производящим формам: земледелию и скотоводству. С тех пор древние алтайцы стали заниматься строительством мелиоративных сооружений, возделыванием пашни и выращиванием таких культур, как просо, ячмень, рожь и других. Домашние стада овец, коз, коров, лошадей летом стали отгонять в альпийские луга, а к зиме возвращать в долины рек.
Эпоха железа
В I тыс. до н.э. период бронзы сменяется периодом раннего железа. Скифское время Горного Алтая прежде всего связано с памятниками, объединенными в пазырыкскую археологическую культуру. Они известны на всей территории Горного Алтая - это знаменитые Пазырыкские, Башадарские, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские, Укокские курганы, а также тысячи других.
В Горном Алтае была выделена Пазырыкская культура – по названию урочища Пазырык в Улаганском районе, где были обнаружены предметы и вещи, которые дошли до наших дней в связи с образовавшейся подкурганной мерзлотой. Это: самые древние ворсовые ковры из Передней Азии, деревянная колесница, конская упряжь, музыкальные инструменты, изделия из дерева, кожи, войлока и многое другое. Обычно курганы пазырыкской культуры представляют собой цепочки, вытянутые с севера на юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. В курганах с мерзлотой относительно хорошо сохраняются предметы. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба. Об этом свидетельствуют находки, сделанные новосибирскими археологами в последние годы на плато Укок. Многие объекты и культурные ценности, найденные при сенсационных раскопках курганов, относящихся к пазырыкской культуре хранятся в Эрмитаже и других государственных музеях страны. В настоящее время известные объекты, в том числе наскальные рисунки, отражающие пазырыкскую культуру, отнесены в Российский предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО (Сокровища Пазырыкской культуры).
Памятники гунно-сарматского времени до недавней поры были почти неизвестны. Но в последние годы открыты и исследованы десятки памятников II в. до н.э. - V в. н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары Бел, Булан-Кобы, Белый Бом, Бике, Айрыдаш, Курайка и другие, а также объекты другого характера – поселения, городища, святилища, производственные центры: Юстыд, Бер-тек, Майма, Кучерла, Черемшанка и т.д.
Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О том, что носители пазырыкской культуры стали основой населения более поздних периодов, свидетельствует преемственность погребального обряда и целого ряда категорий вещей, а также такие факты, как, например, находка в погребении булан-кобинского типа (по названию могильника в Онгудайском районе) на Средней Катуни комплекса вещей скифоидной культуры, а в кургане пазырыкской культуры - накладок лука гуннского типа.
В свою очередь, булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения тюркского времени Горного Алтая.
Тюркское время
Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Для кудыргинских памятников тюркского времени характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой и сопроводительные захоронения коней. Из предметов инвентаря в могилах встречаются остатки луков с сильно изогнутыми концевыми накладками, стремена с прямоугольной петлей на шейке, однокольчатые удила с двудырчатыми псалиями, пояса с подвесными ремешками и многое другое. Умершие также снабжались ритуальной пищей, как правило, бараниной.
В Курайской степи, например, в одном из курганов курайской культуры, раскопанном в 30-х годах, были найдены останки знатного тюрка в колоде с сопровождающим погребением трех убитых лошадей и, видимо, раба. Среди разнообразных вещей, положенных в могилу, были обнаружены серебряный кувшин и поясной наконечник с руническими надписями. Надпись на поясном наконечнике означала: "Хозяина (господина) Ак-кюна ... кушак..."
К тюркскому времени относятся памятники письменности. На скальных поверхностях обнаружены уже более ста рунических надписей. По количеству таких надписей Горный Алтай занимает ведущее место в стране. К тюрскому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы, каменные изваяния, балбалы и другие. В Горном Алтае к настоящему времени раскопаны более двухсот оградок тюркского времени. Они представляют собой квадратные или прямоугольные сооружения из поставленных на ребро каменных плит. Внутри оградок - вымостка из плит, валунов и рваного камня или заброска из гальки. По своим конструктивным особенностям алтайские оградки условно разделены на пять типов: кудыргинский, представленный коллективными смежными оградками; яконурский - рядом стоящие оградки с изваяниями или стелами; юстыдский - одиночные оградки, сооруженные, как правило, из четырех плит с остатками ствола дерева в центре; уландрыкский - со стелой или валуном в центре оградки; аютинский - оградки, окруженные валом и рвом.
Еще один вид памятников, связанный с погребально-поминальной обрядностью, - каменные изваяния. К категории наиболее знаменитых памятников Горного Алтая относится скульптура "Кезер", обнаруженная в Курайской степи. "Кезер" в настоящее время хранится в фондах Горно-Алтайского республиканского краеведческого музея.
Среди петроглифов тюркского времени Горного Алтая,кроме изображений животных и всадников, имеются батальные сцены, сцены охоты, изображения различных птиц, змей и т.д.
Известны городища тюркского времени. Наиболее известным из них является городище в устье р. Большой Яломан.
Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного ремесла соседям. В последнее время в Горном Алтае открыты более десятка объектов железоделательного производства.
Таким образом, исследованные археологические материалы свидетельствует о том, что на территории Республики Алтай во все исторические времена обитало население, пользовавшееся высокими достижениями своего времени.